Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

Ямало-ненецкое

Пост just for fun.

Обещал друзьям повесить свои ямало-ненецкие фотки. Снято пару лет назад, когда мы ездили в гости к друзьям в Салехард и Лабытнанги (это город на другой от Салехарда стороне Оби). Время - середина апреля (не смотрите что снег кругом - вот такая на Ямале весна:)

Но суть не в этом. Самым прикольным моментом той поездки было когда мы взяли вездеход и поехали в тундру искать этнических ненцев - чтобы просто посмотреть, как они там этнически живут в своем чуме и со своими оленями. Наудачу поехали, мы не знали, где их искать. Просто по тундре, авось повезет. Вот на такой штуке:



Примерно через час бесплодной езды по абсолютно бескрайним просторам таки-нашли (водитель заметил дым на горизонте, по этому делу их и вычислили). Чум, стадо оленей, все как положено:



Разговорили товарищей ненцев по поводу деталей их бытия (хотя это было непросто, потому что по-русски они не особенно угу, плюс не шибко доверяют представителям нашей богоносной нации - русские в последнее время, говорят, повадились приезжать к ним вот на таких вездеходах и просто внаглую отстреливать оленей из стада - типа такая ненавязчивая охота). Покатались на олешках, олешки славные:



Для интересующихся могу поделиться некоторыми любопытными подробностями ямало-ненецкого быта. Вот этот чум, который вы видите на фотографии, - место обитания, как правило, всей большой ненецкой семьи, от бабушек до внуков. При этом по площади он маленький, а внутренних перегородок в нем особо нет. Вот в этом узком пространстве и осуществляются практически все виды человеческой активности - то есть вот буквально все, и буквально в присутствии всех остальных членов семьи. Никаких секретов друг от друга. К тому же, как Вы понимаете, ванной-душа в чуме нет. Опять же со всеми вытекающими последствиями. Говорят, в советское время санэпидстанция раз в полгода устраивала рейды, отлавливала местных жителей по всей тундре и насильно возила мыть. С наступлением демократии, правда, это дело прекратилось:(

А вообще очень прикольно там. Мороз, свежий воздух, строганина... Если интересно, могу повесить еще фоток из ненецкого:)